Радикально новые правила игры для бизнеса в Украине

ЗАКОН № 6337. Похоже, правила ведения бизнеса в Украине могут измениться принципиально.

Очень трудно понять, в чем выражается совершенное предательство, если внешне человек ведет себя обычно. Пойди, заметь это! Нечто подобное происходит и с бизнесом. Заметить то, как бизнес-среда меняется, сразу трудно. Но мы можем попытаться сделать другое: посмотреть на намерения тех, кто определяет «правила игры» этой среды. Именно такой подход (считка намерений) лежит в основе прогнозного моделирования. Традиционно, они выражены в нормотворческих актах. Вот некоторые из них.

1. Закон №№ 1506 (7) (о борьбе с коррупцией). Вступит в силу 01.01.11.
2. Закон № 2258 (об отмывании доходов). Вступит в силу в августе 2010.
3. Закон № 6337 (усиление проверок). Закон передан на подписание Президенту Украины. Ориентировочно вступает в силу летом 2010.
4. Налоговый кодекс. Вступление в силу планируется на 01.01.11.

Если попытаться сжать весь корпус замыслов, покоящихся в этих нормотворческих актах, и отписать их одним предложением, получится довольно банальный вывод: бизнес, неожиданно и резко, оказался связан необходимостью соблюдения 100% законности. Не следование этому принципу будет вести к полной или частичной потере бизнеса.

Как говорится, «шаг влево – расстрел». При этом, нужно не забывать, что такое законность. Законность - это лишь принцип точного и повсеместного исполнения установленных норм поведения («правил игры»). Иными словами, например, правило, разрешающее органам власти беспрепятственно проникать в жилище граждан, останавливать деятельность бизнеса или в любой момент начать его проверку, может быть законным. Законность – это не мера справедливости, а принцип следования установленным правилам.

Соответственно, указанные выше законы и прочие нормативные акты, устанавливающие новые правила, хотя и указывают на свой яркий фискальный характер, требуют их неукоснительного исполнения.

Вот некоторые из нововведений проекта Закона № 6337.

1. Часть вторую статьи 259 Кодекса законов о труде Украины изложить в следующей редакции:
"Центральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые находятся в их функциональном подчинении, кроме органов государственной налоговой службы, которые имеют право с целью проверки соблюдения налогового законодательства осуществлять такой контроль на всех предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения.".
Что сие означает? Сие означает, что налоговые органы теперь вправе заниматься установлением фактов нарушения законодательства о труде. Какие это нарушения? В первую очередь, это нарушения, связанные с порядком выплаты зарплаты (валюта платежа и конвертные выплаты), а так же выявление фактов уклонения наемного лица от налогообложения вследствие не заключения трудового договора, то есть, работа работается, но налоги не платятся.

ПРИМЕЧАНИЕ. Обратите внимание, что здесь просматривается некая вилка.

С одной стороны, это данные бухгалтерского учета (расчетная ведомость по начислению заработной платы и платежная ведомость , констатирующая факт ее получения) . С другой стороны, это наличие приказа о приеме на работу (заявление с отметкой) или трудового договора.

Если отсутствие фамилии в расчетной ведомости или разночтения по фактической выплате уже дает основание для привлечения к ответственности, то отсутствие приказа или договора, как бы, само по себе, не является еще основанием. Но! Отсутствие трудового договора или приказа с работником, который числится по платежной ведомости, дает налоговым органам на первый взгляд не очень серьезное право - право «копать», то есть, вызывать это лицо и опрашивать его, что вряд ли будет по душе не только самому сотруднику, но и его руководителю. Весьма муторное дело, хотя и не наказуемое. Поэтому, рекомендация здесь одна: оформить трудовые отношения или ваш сотрудник теперь будет работать на налоговый орган.

Однако сказать - легче, чем сделать. В ряде случаев, учет зарплаты настолько усложнен в силу его двойного учета, что некоторым руководителям просто не позавидуешь. Ведь проблема, как мы все понимаем, состоит не в технической стороне вопроса типа переделать систему учета, а в экономике. Если принять во внимание принципиальные изменения правил игры на таможне, то некоторым придется сильно поднатужиться, чтобы не закрыть свой бизнес.

Почему я так далеко ушел: от зарплаты к самому факту выживаемости бизнеса. Ответ простой. Через зарплату, нити к проблемам бизнеса (а он, как известно, практически весь «серого» цвета) ведут довольно глубоко. Напуганный уголовным делом работник (а именно к этому ведет эта норма), может порассказывать много чего интересного.

И еще. Нужно понимать, что с момента выхода этой нормы, просыпается самая главная голова государственного дракона: плановая разнарядка на выявление таких фактов. А это уже не шуточки.

Что делать?

Прежде, чем отвечать на этот вопрос, давайте посмотрим на еще две нормы этого закона (6337).

3. В Законе Украины "О государственной налоговой службе в Украине":
1) статью 10 (функции налоговых органов) дополнить пунктом девятнадцатым такого содержания:
19) при получении органом налоговой милиции информации, в случаях установленных законом, принимают решение о проведении внеочередной налоговой проверки плательщика налога без его предыдущего предупреждения, если органом налоговой милиции получена информация об уклонении такого плательщика от налогообложения;

Обратите внимание на предлог «если». Иными словами, если проверяющий имеет документально оформленную информацию от сотрудника предприятия о том, что он получал зарплату в конвертах (а так же любого другого лица, например, жены сотрудника или его племянника), это может являться законным основанием для проведения внеочередной налоговой проверки.
А если принять во внимание Закон № 2258, то ряд лиц (ссылка), узнав о факте получения зарплаты в конверте, просто обязаны об этом сообщить в компетентные органы.
Здесь интересным, является такой вопрос.
Куда пойдет проверка? Ответ: в сторону УК Украины, к статьям об утаивании налогообложения. Иных выводов, даже адвокату придумать будет трудно, поскольку «конверты», это всегда способ решения только одной задачи: снижения налогооблагаемой базы.
В общем, как говорится, после приезда «скорой», больного повезут в больницу. Это я про то, что после выездной проверки действа будут перемещены в кабинет следователя, а дальше ситуация должна будет перейти в плоскость лечения:
ХИРУРГИЯ ИЛИ ТЕРАПИЯ ! МОРГ ИЛИ САНАТОРИЙ
Вот еще одна новая норма в продолжение сказанного.
2) часть первую статьи 11(права налоговых органов) дополнить новым пунктом 1-1 такого содержания (я слегка изменил ее конструкцию для более легкого понимания):
при получении органом налоговой милиции информации об уклонении плательщика налога или наемного лица от налогообложения при начислении а) пассивных доходов, б) заработной платы, в том числе в результате:
• незаключения таким лицом трудовых договоров с наемным лицом согласно Кодекс законов о труде Украины,
• осуществления лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации, руководитель соответствующего налогового органа должен (подчеркнуто мною) принять решение о проведении внеочередной налоговой проверки такого плательщика без его предыдущего предупреждения. Решение налогового органа должно быть оформлено в письменном виде, скреплено подписью руководителя, печатью и вручено плательщику налога перед началом проведения такой проверки.
Вот вам тот фискальный характер, о котором говорилось выше. Отвлекусь ненадолго. Довольно интересная вещь получается. Если, например, в стране будет принят закон, запрещающий покупать детям мороженное в случае, если они получили на одном из уроков оценку «2», то не исполнение этому предписанию, будет означать нарушение закона. Пример утрирован, тем более, здесь идет нарушение прав человека. Но ведь суть механики та же: наши хозяева (не представители, которых мы выбирали, а хозяева), решили, что мы обязаны жить именно так, как они решили.
И что самое важное! Если человек не следует законам, которые не он принял, он может быть привлечен к юридической ответственности.

Теперь самое главное.
Даже если представить, что все захотят неукоснительно следовать новым правилам, у них вряд ли это получится. Нужно учитывать, что практически весь бизнес в Украине «серый». Чтобы понять, как нужно действовать, чтобы эти действия соответствовали новым правилам, то есть, стали белыми, нужно время, которое законом не предоставляется. Возможно, будут сделаны поправки, и нормы выйдут не с момента опубликования закона, как это предусмотрено проектом, а с января 2011 года.
Очень в это хочется верить. Поэтому рекомендация одна, немедленно нанять специалиста и привести все, что касается трудового законодательства в соответствие с указанной выше нормой. Что касается внезапных проверок, это отдельный разговор. Можно сказать только одно, если бизнес не создаст рядом с собой нечто вроде «боевых» постов (специально обученных людей со знанием права и подходящей психикой принимать проверяющих), сотрудники и администрация будут заниматься не делами бизнеса, а делами проверяющих. Уже понятно, что рядом с компанией должен находиться не просто юрист (стряпчих развелось не мало), а Защитник! С большой буквы этого слова. Специалист, смысл деятельности которого – Защита.

Вот, например, взгляните на норму из того же закона (чтобы понять, что бизнесу требуется не просто умный, но и волевой, сильный юрист).
Статью 35 Закона Украины "Об оплате труда" дополнить частью следующего содержания:
"Указанные государственные органы имеют право получать от хозяйствующих субъектов и наемных ими лиц информацию, документы и материалы, а так же посещать места осуществления хозяйственной деятельности во время выполнения трудовой функции такими наемными лицами.
«Налоговый орган имеет право на проведение внеочередной проверки без предыдущего предупреждения плательщика в случаях, предусмотренных законодательством".
Всматриваясь в эту норму, я задумался: какой привести пример, чтобы наиболее точно отобразить ту реальную картину, которая ждет всех нас. Не только бизнес, а всех нас, ведь, вызывать будут не только учредителей. Поразмыслив, я решил не заниматься фантазиями. Я остановился на том моменте, когда увидел, как налоговая милиция (кстати, это не просто те чиновники, которые принимают налоговую декларацию, а специально обученные к допросу люди ), будут посещать те места, где мы работаем. А потом, когда вы мирно попиваете пиво и смотрите футбол по телевизору, к вам вдруг стучатся в дверь и передают повестку. В общем, здесь я и остановился. Влияние фильма «Секрет» сыграло свое дело. Но, хочу вам сказать вот что. Мы все, вероятнее всего, заслужили быть под такими законами.
Оставив мораль в стороне, все же нужно понять, как защищаться. Потому что вместе с законом про отмывание (2258) и грядущего налогового кодекса, а так же неотмененных законов № 1506 (07) о борьбе с коррупцией, нормы этого закона (6337) открывают ту дверь, которая долгое время оставалась в нашей стране закрытой.
Вот такая среда, в которой придется вести бизнес или работать!

Глянув на это все со стороны, у меня возник вполне нормальный вопрос: что делать?

С одной стороны, внешние экономические факторы, вызванные мировым кризисом.

С другой стороны, внутренние факторы – фискальная политика государства.

Душат, как говорится со всех сторон. И без фискальщины, стало невероятно трудно вести бизнес, а с ней все становится весьма печальным. При этом, хочу специально обратить внимание на одну вещь. Мы не рассматриваем сейчас вопрос разумности поведения государства. Мы рассматриваем ситуацию, как свершившийся факт, что требует не эмоций, а холодного расчета. Все уже случилось. И теперь нужно находить решения.

По идее, то есть без учета реальной практики, которая еще не возникла, нужно бы продумать меры.

МЕРЫ.
Мера №1. Коррекция модели хозяйственной деятельности.

Одной из них могла бы быть мера по приведению действующей модели ведения бизнеса в соответствие с упомянутыми выше законами. В связке с Законом № 2258 и законами № 1506(07), нормы Закона № 6337 меняют характер бизнес-среды. Заповедник и джунгли отличаются степенью безопасности. И если сравнивать характер бизнес-среды в Украине с фауной, то, похоже, что она становится джунглями.

Взгляните на самые банальные схемы деятельности бизнеса.

Пример №1. Предприятие, производящее некий продукт, которое закупает комплектующие материалы за рубежом (импорт) и заключает договор с оффшором, через который и осуществляется этот импорт.
Пример №2. Предприятие, предоставляющие некие услуги, заключает договор с СПД-физлицом, которое выступает фактическим продавцом услуг (принимает от покупателей деньги). Поскольку, основные суммы оседают у этого лица, деньги на реальную зарплату сотрудникам берутся у этого лица. Оно, в свою очередь, не связано ни фактически, ни формально, трудовыми отношениями с сотрудниками предприятия.

Собственно говоря, «конверты» - это следствие, а не цель. Что получается? Ларчик к «утаиванию налогов» открывается именно через конвертную зарплату! «Конверты» - это следы на месте преступления. И начало периода кончины бизнеса.

Вывод.

Понятно, что оба примера показывают, что речь идет о снижении налогооблагаемой базы за счет переноса стоимости услуг на компанию прокладку. В условиях, когда налоговая нагрузка была невероятной большой, такие способы оптимизации были вполне адекватными. Экономика – это обмен. И перекосы в одну или другую сторону, выравниваются жизнью самостоятельно, в том числе и теми подобными путями, которые указаны в примерах 1, 2.

Теперь, когда в силу вступят законы (давайте исходить из того, что они действительно вступят http://www.epravda.com.ua/news/2010/06/9/237744/), существенно снижающие налоговую нагрузку, согласитесь схемы, показанные в примерах, можно уже рассматривать как неадекватные. Моя рекомендация такая: выработать модель хозяйственной деятельности, которая будет сбалансированной. Оптимизация и воровство – это не одно и то же.

Сложности, скорее всего, возникнут у предприятий торгующих подакцизными товарами, поскольку относительно них, послабление в налоговой нагрузке особо не просматривается. Закон № 6337 уделил этому немалое внимание, и анализ этих положений потребует отдельного изучения. Но, что касается малого предпринимательства (в среднем, это человек 30-50), схемы, которые ранее применялись, вряд ли будут уместными.
Что касается среднего бизнеса, здесь вероятнее всего, следует обратить внимание на один самый важный момент. Законодательные новшества в части борьбы с «конвертами», создадут последствия в виде увеличения налогооблагаемой базы. И здесь придется принимать одно из двух решений: сократить распределяемую прибыль (то, что идет в карман учредителям, а так же премии) или находиться в неправовом поле. Последний вариант сопряжен с тем, что, так сказать, рыночные цены на жизнь в неправовом поле еще не известны. Кроме того, не известны новые правила игры: будут ли вообще на это цены.
Грубо говоря, играть в хоккей на минном поле всегда было делом вкуса, но играть по нему, когда оно не отмечено флажками (где они), по крайней мере, глупо и стыдно перед товарищами. Необходимо найти эти мины, а до этого момента, срочно продумать новую модель хозяйственной деятельности, которая не имеет противоречий с новыми законами. Сейчас речь идет не о сохранении своих доходов, а сохранении бизнеса как такового. Если вас интересует, как налоговые органы будут доказывать «конверты», посмотрите на новую редакцию статьи 35 Закона Украины "Об оплате труда" (дана выше).
Мера №2. Юридическая защита в период проведения проверок.

Еще одной из мер могла бы быть мера в виде повсеместного создания в бизнесе функции по координации работы с силовыми органами и чиновниками (эта функция обычно имеется в крупных компаниях). На кого будет возложена эта функция: на директора, его зама, юриста или юридическую фирму, вопрос технический. Главное, нужно понять две вещи.

Первое. Руководство и специалисты должны делать свое дело, а не отвлекаться на то, что для них не является свойственным. Во всех формах и видах сообществ, всегда были те, кто стоял на защите от внешних посягательств, для того, чтобы остальные могли продолжать делать свое дело. Гончар, пастух или учитель – не должны хвататься за вилы или мотыги без надобности. Этим должны заниматься специально обученные люди – юристы.

Второе. Эта функция, похоже, становится нужной. Такой себе Шерпа (так называют местных проводников, помогающих иностранцам взбираться на Гималайские вершины). Не думаю, что бизнес-среда в Украине далека от этого сравнения.

Есть два варианта развития событий.

Первый, если к вам пришли, а вы не ждали. Думали, что как-то минует, и порядок навести, не успели (хотя в этом моменте еще нужно поразмыслить, что является моментом «наведения порядка»). То есть, зарплату начислили, как и раньше (с расчетом, что фактическая, будет восполнена «конвертом»).

Второй вариант. Вы навели порядок и к вам пришли, а вы готовы и у вас все получают «положенную» сумму согласно расчетной ведомости.

Разберем два случая по отдельности. В первом варианте, нужно понимать, что сотрудник вас не будет прикрывать. Это нужно понять, как бы вы себя не убеждали в том, что вы столько много сделали для людей, и они будут стоять за вас горой. Я не буду здесь вдаваться в азы психологии, но поверьте это так. Последствия здесь весьма плачевные. Вызываете сразу, адвоката. Не юриста, а адвоката.

Во втором варианте, все намного лучше, но в период проверки, нужен хороший коммуникатор, владеющий законами, поскольку любая проверка – это начало проблем. Какую, конкретно из них найдет проверяющий это вопрос техники, тем более, пока остается не выясненным вопрос, пределов внеочередных проверок, то есть, они будут касаться только конвертов, деятельности без государственной регистрации и пассивных доходов, или как. Полагаю, что никто особо этот вопрос в налоговых органах учитывать не станет.

Поэтому, рекомендация одна: немедленно проработать все эти вопросы, тем более, что пока довольно трудно уверенно сказать, каково будет отношение закона к «конвертным» случаям прошлых периодов. Здесь много вопросов, но суть бухгалтерско-оперативно-юридической работы уже просматривается.

В чем суть этой работы?

Суть в прокладке бизнесу дороги. Аллегория такая. Представьте себе непроходимое болото. Это та среда, в которой находится сегодняшний бизнес. Ни туда поставил ногу - беда. Или болото засосет, или спасение будет трудным и с последствиями. Чтобы пройти по болоту, нужно знать тропки. Раньше предприниматели находили их самостоятельно. Были сложности, но они преодолевались. Но это время кануло в Лету и, похоже, что надолго. Поскольку, так сказать, устойчивые тропки исчезли и на их месте появились новые (но на карте еще не изученные), возникают новые задачи.

Грубо говоря, их две.

Первая, это организация работы по проектированию хозяйственных операций, четко соответствующих упомянутым выше законам.
Вторая, это обеспечение боевой готовности – состояния, определяющего высокую степень готовности организации к защите своих законных прав и интересов (юридическая защита в период проведения проверки).
В общем, как говорится, никакого велосипеда. Все старо, как мир. И, тем не менее, особенность сложившейся ситуации на 2011 год заключена именно в том, что усиление фискальной политики государства, которое будет происходить на фоне ухудшения экономической ситуации в мире, потребует от бизнеса адекватных мер, выраженных двумя факторами: соблюдением законности не как морально-этической меры, а как меры безопасности.
Второй фактор, это переход бизнеса на командные стили его работы. Но это, уже другая тема.
Итак, две главные задачи, стоящие перед бизнесом: а) проектирование хозяйственных операций, четко соответствующих упомянутым выше законам; и б) обеспечение готовности организации к защите своих законных прав и интересов.
Учитывая довольно большое количество практикующих юристов, полагаю, что при правильных подходах, бизнес может сформировать для себя ресурс, способный давать законный отпор произволу, который будет неминуемым побочным фактором новых правил игры.

Автор:

Партнер консалтинговой компании Мета-Информ

Сергей Лысов.